Форум » Книги » Франц Кафка » Ответить

Франц Кафка

Брюс: Как вам?

Ответов - 18

OpusDei: Есть одна... статья... на эту тему... моей доброй знакомой. Вместе учились когда-то... Мне очень понравилась. С ее разрешения приведу ее. Франц Кафка «Превращение». Преподаватель осмотрел студентов. Протер очки, разложил бумаги на столе. Откашлялся. Сел. - Франц Кафка является самым… Потертые брюки вытянулись на коленях. Одет опрятно, но не ново. Катышки на пиджаке. Кашляет, прикрывая рот платком. Платок, которым он еще протирал очки, скомкан. Студенты пишут лекцию, схватывая каждое слово. Слово им ценно. - Отметьте, что Кафка придавал большое значение именам и их структуре. В фамилии «Замза» буквы «а» стоят там же, где и в фамилии «Кафка», а «з» соответствует «к». По воспоминаниям Густава Яноуха, современника и знакомого Кафки, тот признавался в нетактичности выноса сора из избы… Шелестят, а где-то и жужжат ручки, перекатываясь по неровностям парты. Посвистывает парта слева – она разболталась. - Кафка описывает в «Превращении» свою семью. Своего отца, сестру, мать. Если вы помните, читали, то знаете, что рассказ «Превращение» начинается с того, что, проснувшись утром в собственной постели, Грегор Замза обнаруживает, что превратился в жука… Смешок. - Давайте разберем с вами рассказ, исходя из той точки зрения, что этого превращения ни один человек не заметил. Они смотрят. Вопросительно. Понимающе. Старость… - Итак, с чего начинается рассказ? Грегор Замза проснулся и понял, что он жук. Насекомое. И что же он испытывает по этому поводу? Рук, конечно, и в помине нет. - Он не пугается, не нервничает. Он хочет заснуть снова, но замечает, что проспал, и что надо поторопиться, чтобы сделка его компании не пропала, - поднимает лист к глазам. Этот. Отставляет на длину руки, читает. - «Однако, что делать теперь? Следующий поезд уходит в семь часов; чтобы поспеть на него, он должен отчаянно торопиться, а набор образцов еще не упакован, да и сам он отнюдь не чувствует себя свежим и легким и на подъем». – Смотрит в аудиторию. – Ни слова о том, что он жук, и что с этим надо что-то делать. Ему нужно на работу. Он даже изменение голоса связывает не с превращением, а с,- снова лист к глазам, - «что изменение голоса всего-навсего предвестие профессиональной болезни коммивояжеров – жестокой простуды, в этом он нисколько не сомневался». То, что он стал жуком, для него не важно, он представляет, как ему теперь работать. Работа для него важнее всего. Место на фирме для него ценнее личной жизни. И запомните, что родные отвернулись от него не потому, что он стал жуком, а потому, что он перестал работать. Потому что перестал содержать их, потому что стал «человеком, ненужным для общества», как сказал другой писатель, знакомый вам, Джон Толкин. Почему я так считаю? Послушайте, что говорит его мать управляющему, когда тот приходит узнать, почему Грегор опоздал на сделку – «Ведь мальчик только и думает, что о фирме». «А почему плакала сестра? Потому что он не вставал и не впускал управляющего, потому, что он рисковал потерять место и потому, что тогда хозяин снова бы стал преследовать родителей старыми требованиями». Человек, который не может быть полезным семье, не может работать, приносить доход, чтобы хорошо жилось другим, не нужен ни обществу, ни семье. Сам Кафка, работая на фабрике, страдал от нее, но не мог бросить. Ему нужна была эта работа, его семье. И хотя из-за этого он не мог писать, у него были мигрени, бессонница, слабость, он писал ночью и работал днем. Замза работает, чтобы семья забыла о банкротстве, забыла о безысходности. «Поэтому он начал тогда трудиться с особым пылом и чуть ли не сразу сделался из маленького приказчика вояжером, у которого были, конечно, совсем другие заработки и чьи деловые успехи тотчас же, в виде комиссионных, превращались в наличные деньги, каковые можно было положить дома на стол перед удивленной и счастливой семьей. То были хорошие времена, и потом они уже никогда, по крайней мере в прежнем великолепии, не повторялись, хотя Грегор и позже зарабатывал столько, что мог содержать и содержал семью. К этому все привыкли – и семья, и сам Грегор». – Профессор устало посмотрел на аудиторию и, говоря чуть в нос, продолжал. – Они привыкли опираться на него. Привыкли жить за его счет. Что он видел кроме работы и дома? Ничего. Он был готов работать на семью, но он ожидал и от семьи внимания к себе, понимания. Он заслужил это. Но этого нет. Маленькие люди должны работать и не имеют права отдыхать. Это странно и крайне неприятно, если они вдруг заболевают и не могут работать. Тот, кто тянет семью, может верить, что как только он выплатил долг за семью или если ему станет плохо и он не сможет работать, его поймут, поддержат. Напрасные надежды. Грегора не понимают ни мать, ни отец. Они так шарахаются от жука? Нет. Они так шарахаются от того, кто прямо сказал управляющему, что не может работать. Они не понимают, как можно не пойти на работу. А скажите, - гнусавя все больше, продолжал профессор, проведя рукой под очками по уставшим глазам. Взлетев ко лбу, очки секунду спустя заняли свое место, - как вы думаете, если Грегор заработал бы необходимые ему для уплаты долга отца деньги, поддержала бы семья его идею об увольнении? Он вопросительно посмотрел на аудиторию, в глазах вспыхивали и гасли разноцветные пятна. - Ну? – Он зажмурился на секунду, чтобы смять эти пятна. Аудитория молчала. - Если они не говорили о накопленных средствах, которыми можно было бы покрыть часть долга и облегчить работу Грегору, значит, они могли не говорить этого, когда денег хватило бы и для уплаты всего долга. Для родителей важнее устроить жизнь Грете, не Грегору. Грегор живет и работает для нее. Экономит на всем, чтобы больше отдать семье, чтобы устроить Грету в консерваторию. Можно ли жертвовать одним ребенком во имя другого? Можно. Правильно ли это? Не думаю. Но обратите внимание - у всех писателей, поднимающих эту тему¸ «жертвенный» ребенок обижен и зол на младшего. Вспомните Джека Лондона. Но Грегор сам беззаветно любит сестру, он думает о ней перед смертью, он последний раз вышел из комнаты ради нее. Если б он знал, что движет родителями, то из любви к Грете привык бы к мысли о необходимости такой работы, семье не нужно было бы приковывать его долгом к тому, что ему не нравится. Но родители перестраховываются. Они не верят и не очень-то любят Грегора. Кафка в дневниках также часто замечает, что его никто не понимает. Что самый близкий человек для него, как и для Грегора – сестра. Пусть она тоже не понимает его целиком, но она внимательна к нему. Ведь Грета первая начинает кормить преобразившегося Грегора, проводить у него в комнате уборку, передвигать мебель так, чтобы ему было удобно ползать. Однако это тоже из внимательности только первые дни, она была юной, верила, что своей заботой и любовью вернет брата, и брат будет ей благодарен за спасение… это для нее игра... Потом она начинает работать, и Грегор для нее становится обузой, постоянным напоминанием о прошлом, она винит его в том, что юность у нее прошла так быстро. Она видит, что, несмотря на ее старания, он не становится прежним; крест, взятый ею добровольно, стал теперь в тягость. Он виноват еще в том, что обманул ее ожидания. И Грегору тоже больно. «Когда заходила речь об этой необходимости заработка, Грегор сперва всегда отпускал дверь и бросался на прохладный кожаный диван, стоявший близ двери, потому что ему делалось жарко от стыда и горя». Он начинает чувствовать одиночество, пустыню вокруг себя. Сначала это – отчужденность, вызванная отвращением. Его запирают в комнате и лишают общения, искренне веря, что он не поймет слов, которые могут быть к нему обращены. Потом пустынность мира вокруг проявилась в ухудшении у него зрения – «Больницу напротив, которую он прежде проклинал – так она примелькалась ему, - Грегор вообще больше не различал, и, не знай он доподлинно, что живет на тихой, но вполне городской улице Шарлоттенштрассе, он мог бы подумать, что глядит из своего окна на пустыню, в которой неразличимо слились серая земля и серое небо». Потом пустыня проникает глубже. Она уже не вокруг дома – она в доме. Сначала Грета практически перестает убирать его комнату. Затем, с прибытием жильцов, все, что оказалось ненужно, убирают к Грегору. Вещи швыряются, как попало, и остаются в том же положении, в каком упали. Когда же он сам понимает, что он не только не нужен, но и мешает семье, он оставляет ее, умирает, думая о том, как им будет хорошо без него. - Сакраментальный вопрос, - не очень внятно говорит профессор, - кто виноват? Молчание. Его голос слабо отдается в аудитории. - Дело не в том, что семья загубила Грегора. Нет. Не только. Если бы Грегор не воспитывал такое обращение к себе, помогая семье и надеясь на понимание, не потакал ей, не показывал, что с ним так можно поступать, то… в конечном счете его родители и сестра предпринимали попытки, чтобы относиться к нему тепло… Но Грегор был одинок и до превращения в жука… Профессор смотрит на аудиторию, сняв очки – серо. Тишина. Никого нет. Профессор пожевал, собрал листки в стопку, сложил в портфель. Взял. Перекинул его на спину и пополз из аудитории, оставляя клейкий след. Пошел дождь. За окном стало серо и пустынно. Спустя час пришел охранник, нажал на выключатель. Серость наполнила аудиторию.

Dita: Лев Копелев писал: «Творчество Кафки становится предметом ожесточенных споров, бесчисленных исследований и толкований, чаще всего безнадежно противоположных, совершенно непримиримых, и несовместимых между собой. Его провозглашают то озаренным свыше блаженным мистиком, то гениальным насмешливым мистификатором; ему приписывают стремление творчески воплотить христианскую, или иудейскую, или некую универсальную вселенскую религию, либо объявляют его неистовым богоборцем, безбожником; одни считают его произведения выражениями глубочайшей мудрости, проникновенной философской мысли, другие видят в них отражения чистейшего безумия, запечатленные клочья бреда, излияния шизофреника, непосредственные следствия телесных и душевных болезней...» Мне не очень нравятся произведения Кафки (за некотором исключением), из-за оставляемых ими ощущений, сходных с теми, которые возникают после посещения кунцкамеры. Не думаю, что для выражения заложенных в них идей, безусловно, значимых, необходима именно такая форма и никакая иная. Выбор формы можно, мне кажется, объяснить следствием, пожалуй, все-таки, не безумия, но телесных и душевных болезней, однозначно. Его творчество было его спасением, он говорил, что писатель во избежание безумия должен «вцепиться зубами в письменный стол». А вот дневники Кафки очень интересны, написаны очень хорошим стилем и прекрасно читаются.

Пин: Франц Кафка. Дневники. Дневники с пропущенными датами. Дни, записанные на обрывках бумаги, в разных тетрадях и разной последовательности. Тетради, сложенные стопкой в комнате, упали, разлетелись по комнате выпавшие листы, когда открылось окно, и хлопнула входная дверь. День, раскидав на страницы засушенные листочки, расплескав кляксы из опрокинутой чернильницы, уронив самопишущие ручки, муки человека, пытающегося заснуть, мысли хотящего просить о тишине, чтобы услышать слова, счастье выговорившегося и сказавшего; день тяжелой поступью вдавил в листы все эти мелочи и жизни, чтобы открыв книгу, мы увидели одну жизнь, состоящую из тысячи мелочей. )))


Dark_ledy: Пин пишет: Тетради, сложенные стопкой в комнате, упали, разлетелись по комнате выпавшие листы, когда открылось окно, и хлопнула входная дверь. Что-то здесь не то. Листы выпали просто так, или они выпали из-за ветра? Пин пишет: день тяжелой поступью вдавил в листы все эти мелочи и жизни, чтобы открыв книгу, мы увидели одну жизнь, состоящую из тысячи мелочей. Мне не нравится. Я бы слова "эти мелочи" заменила. Мысль то ваша ясна, но написали вы это плохо.

Mesmer: Я, признаюсь, не читал Dark_ledy Dark_ledy пишет: Мне не нравится. Я бы слова "эти мелочи" заменила. Мысль то ваша ясна, но написали вы это плохо. Это называется сравнением, метафорой и аллегорией (если мне память не изменяет) Пин Здорово, сжато, емко, и в тоже время так много раскрыто... (холодильник тоже космос)

Пин: Dark_ledy ну, поскольку хопнуло окно и дверь, следоват-но, сквозняк,то из-за ветра)))

Dark_ledy: Mesmer пишет: Это называется сравнением, метафорой и аллегорией (если мне память не изменяет) Извините, но мелочи не могут быть "эти" или "те".

Dark_ledy: Пин пишет: ну, поскольку хопнуло окно и дверь, следоват-но, сквозняк,то из-за ветра))) Можно тогда я напишу это предложение правильно?

Пин: Dark_ledy Можете ))0

Dark_ledy: Пин пишет: Можете ))0 А вы можете нормально попросить?

Пин: Dark_ledy А вы предложили первая! Хорошо, уважаемая Dark_ledy , как с вашей точки зрения сказать будет лучше?

Dark_ledy: Пин пишет: Тетради, сложенные стопкой в комнате, упали, разлетелись по комнате выпавшие листы, когда открылось окно, и хлопнула входная дверь. Когда распахнулось окно, тетради, сложенные стопкой, упали, а ворвавшийся ветер расбросал по комнате выпавшие листы. Дневники, сложенные стопкой. Открытое окно. Ветер... Тетради падаю напал, и выпавшие листы разлетаются по комнате.

Пин: Dark_ledy при всем уважении, мне мой вариант нравился больше укомлектованностью....))) и все же ... разве он не настолько понятный? Но спасибо за помощь!

Dark_ledy: Пин пишет: разве он не настолько понятный? Он нарушает логику в построении фразы. Вы его писали, а когда я прочла, то возникли вопросы.

Пин: Dark_ledy Возможно.... тогда я подумаю, перепишу и выложу снова... будете цензором?

Dark_ledy: Пин Да!

Пин: Dark_ledy )))

Dark_ledy: Пин пишет: Dark_ledy ))) А лучше так:



полная версия страницы