Форум » Критика фанфиков » «На честном слове и на одном крыле». рецензия на фик Eleine "Обломки души" » Ответить

«На честном слове и на одном крыле». рецензия на фик Eleine "Обломки души"

Брюс: «На честном слове и на одном крыле». Мы летим, ковыляя, во мгле, Мы к родной подлетаем земле, Бак пробит, Хвост горит, Но машина летит На честном слове и на одном крыле. Сразу хочу извиниться перед автором, что не выложил рецензию вовремя, но так получилось, увы. У моего класса был ЕГЭ. Итак, это рецензия на фанфик "Обломки души" автора Eleine. Фанфик мне понравился, хотя, конечно, есть недочеты (если постараться, их можно найти у Толстого). Но повторюсь – в целом фанфик понравился. Поэтому чего-то теплого не ждите, Eleine. Начнем с идеи, потом перейдем на воплощение. Автор описывает чувства Гермионы после потери ее любимого, Рона Уизли, убитого по ошибке Драко Малфем, шпионом в стане Темного Лорда. Насылая смертельное проклятие, Драко думал, что спасает Геомиону – бой был ночью, бежала она, а за ней – кто-то. Но этот кто-то был не Пожирателем, как думал Драко, а Роном Уизли… Лишь когда Гермиона видит мертвого Рона, начинается сам фик, центром которого является описание боли и чувств Гермионы. Причем автор не скупится на эти описания и порой тонете в их потоке. Он ставит себе целью показать боль, несчастие героини, то, как она отрекается от жизни, не мысля ее без Рона…навсегда застыв в мгновении, когда она увидела его труп. Что ж, мысль у него хорошая. Но есть недоработки и непрописанность. И перейдем к воплощению замысла. Во-первых, автор не слишком хорошо представляете то, что с ней происходит. Может, в жизни у автора было похожее, но воплотить, чтобы это состояние стало понятно нам, не очень получилось. Один очень крупный недостаток - у Гермионы слишком много воды в речи. Автор действует по принципу – скажи сто раз «сахар» и нам станет сладко, не имея на вооружении приемов получше. «Боль... Физическая боль, страдания тела... Она может быть такой сильной, что в глазах появляются искры, крик сам срывается с губ, все мышцы судорожно сокращаются. Тело живет своей жизнью, не подчиняясь разуму. Эта боль роднит нас с животными... Когда она приходит – сознание отступает на второй план, и в голове одна мысль – убежать, спастись, прекратить этот ад. И вдруг просыпается желание жить... Потому что никогда ты не был так близок к тому, чтобы покинуть этот мир, как в минуты этой агонии. Боль и смерть неразлучные подруги, за одной рано или поздно идет другая. А ведь смерти нет дела до того, волшебник ты, обычный человек или животное... У нее свои законы, и до наших ей нет никакого дела...Но даже смерть не сравнится со страданиями, которые может испытать душа...» Или «Боль... Иногда она пробирается в душу. Это самая совершенная пытка, которую человек создал для себя. Эта пустота, давящая, готовая разорвать душу изнутри, кусочек за кусочком, пока совсем ничего не останется. Я думала, что книги врут – как может болеть душа – что-то абстрактное, нематериальное... Ее ведь нельзя ударить, порезать... Я так думала до тех пор, пока сама не погрузилась в этот ад. Душа может болеть, и сколько бы я отдала за то, чтобы никогда этого не знать... Многое я бы променяла на то, чтобы душевную боль превратить в физические страдания... Вот только они меня не оставят, уже никогда... До самой смерти боль будет со мной... Глубоко внутри...» Как много лишнего, несущественного. Такого, что может сказать только автор, не знающий, как описать нужное ему. Такого, чего человек в каком бы состоянии он ни был, он не подумает, не скажет себе. И таких омутов, заполненными подобным, по фанфику очень много. Так же хватает не совсем выверенных а-ля философских рассуждений о природе и развитии боли. Какая она, что с ней происходит по мере ее роста в человеческой душе. Для автора: Смотрите, что можно сделать. «Боль... Физическая боль, страдания тела... (зачем вам это повторение?). Она может быть такой сильной, что в глазах появляются искры (искры сыплются из глаз), крик сам срывается с губ, все мышцы судорожно сокращаются. Тело живет своей жизнью, не подчиняясь разуму (описание некорректное и не по существу. Тело не живет своей жизнью, оно подчиняется инстинктам самосохранения (в данном случае), так сказать лучше, чем описывать нам сумасшедшее тело). Эта боль роднит нас с животными... Когда она приходит – сознание отступает на второй план, и в голове одна мысль – убежать, спастись, прекратить этот ад (и снова повтор без смысловой нагрузки, без наращения эмоционального напряжения. Вы не идете вверх, к «крику», вы идете по прямой). И вдруг просыпается желание жить... Потому что никогда ты не был так близок к тому, чтобы покинуть этот мир, как в минуты этой агонии (допустим). Боль и смерть неразлучные подруги, за одной рано или поздно идет другая. А ведь смерти нет дела до того, волшебник ты, обычный человек или животное... У нее свои законы, и до наших ей нет никакого дела...Но даже смерть не сравнится со страданиями, которые может испытать душа (пафосно)...» Итак, вы хотели, судя по всему, показать мысли Гермионы после всего случившегося. В момент битвы такие мысли не пришли бы ей в голову. Вы верно заметили – нами в минуту опасности руководят не мысли, но инстинкты. Какое нам дело до того – что такое боль. Нам прекратить бы ее. После всего можно подумать обстоятельно, но никогда спокойно, как получилось у вас. Давайте попробуем исправить, написать так, чтобы читатель почувствовал, что это – боль. «Боль... горячка тела. Она может быть такой сильной, что глаза не видят ничего, кроме вспыхивающих кругов и слепящего света, крик сам срывается с губ, все мышцы судорожно сокращаются. Для нас остается только одно желание – жить. Мы судорожно цепляемся за все, что может помочь, мы как лиса, грызущая землю в агонии в надежде вырыть нору и спастись. Мы стараемся убежать и сучим ногами по мерзлой земле, еще не встав, но уже спасаясь бегством. Никогда ты не был так близок к тому, чтобы закрыть глаза на минуту, желая отдохнуть, и не открыть их больше. Боль и смерть неразлучные подруги, за одной рано или поздно идет другая. И мы бежим от нее… и от того, что мы можем почувствовать потом… после всего… мы не хотим видеть кровь души…» Или «Боль... Говорят, что время способно ее вылечить. Бред, теперь я могу позволить себе такие слова. Оно не лечит. Время лишь постепенно притупляет лезвия боли, оставляя их тяжелыми железяками в глубине души... На это могут уйти годы и десятилетия... У меня ушли несколько месяцев... Наверно, я слишком много думала о боли, старательно терла ее лезвия наждачкой мыслей. Так быстрее, но, возможно, если бы я просто ждала... Моя жизнь не пошла бы по руслу одиночества. Эти тупые обломки лезвий навсегда остались со мной неподъемным грузом. Я не смогла его тащить за собой дальше по жизни... Я навсегда осталась в этой минуте. Одна.» Сразу скажу – что это такое? Особенно подчеркнутое. Я понимаю, вы хотели с помощью образности передать душевные муки героини, но я вас умоляю, такими сравнениями, сложными для восприятия, вы ничего не добьетесь. Что не так? «Боль... Говорят, что время способно ее вылечить. Бред, теперь я могу позволить себе такие слова. Оно не лечит. Время лишь постепенно притупляет лезвия боли, оставляя их тяжелыми железяками в глубине души... (вот с этого момента вы рушите то верное впечатление, которое создали первыми фразами. Вы стали развивать эту метафору, и эта метафора не дала развиться мысли). На это могут уйти годы и десятилетия... У меня ушли несколько месяцев... Наверно, я слишком много думала о боли, старательно терла ее лезвия наждачкой мыслей. Так быстрее, но, возможно, если бы я просто ждала... Моя жизнь не пошла бы по руслу одиночества. Эти тупые обломки лезвий навсегда остались со мной неподъемным грузом. Я не смогла его тащить за собой дальше по жизни... Я навсегда осталась в этой минуте. Одна.» Что можно: «Боль... Говорят, что время способно ее вылечить. Бред… Теперь я могу позволить себе такие слова. Оно не лечит. Оно плотной тканью дней скрывает душу от лезвий памяти. Чтобы воспоминания не причиняли боли, должно пройти много времени… У меня ушли несколько месяцев... я сознательно не давала дням закрыть душу, и душа привыкла к боли... Но, возможно, если бы я просто ждала... Моя жизнь не пошла бы по руслу одиночества. Эта боль осталась со мной… а я навсегда осталась в этой минуте. Одна.» Последние две фразы прекрасны. Жаль, что автор не развил эту идею. У Гермионы ничего не могло быть «потом». У нее не было «потом». Она осталась навсегда в том мгновении, когда увидела мертвого Рона. Если бы автор построил рассказ на том, что она не воспринимает мир вокруг, а все еще там, с ним… думаю, это было бы выигрышнее… Композиция (совмещение настоящего и прошлого) не вызывает нареканий. Что до более мелких ошибок - то ни в какой психушке вы не найдете такого доброго персонала. И несколько замечаний еще более мелкого характера – автор не вычитывает текст. «Сколько еще дней жизни осталось... Нет, не жизни... Существования» Так люди не думают. Да, они не живут, но они не назовут это так, не поправятся. Для них такое существование и есть жизнь. «клубок сознания» «Я думала, что книги врут – как может болеть душа – что-то абстрактное, нематериальное...» У Гермионы по книгам столько раз болела душа, что так сказать она не могла. И никто не может. «разумом она понимал» И прочее. Вывод: К прочтению рекомендован. Хороший фанфик, несмотря на все ошибки. Проблема автора в том, что как автор он молод. И ему не хватает опыта и чувства текста. Уверен, это поправимо. И с верой в лучшее ставлю 6,5

Ответов - 9

Eleine: Ну, во-первых, спасибо Вам за рецензию. Потому как это тоже труд, причем немалый. Брюс пишет: Поэтому чего-то теплого не ждите, Eleine. Спасибо, за этим именно к Вам и обратилась. Завязку сюжета мне, видимо, показать не удалось совсем, потому как задумывалась та сцена таким образом: Драко Малфой на стороне Дамблдора, а не шпион. Подразумевалось, что сзади Рона бежит как раз Гермиона, на каком-то расстоянии. И Драко Малфой убивает Рона Уизли действительно по ошибке, но защищая СВОЮ жизнь-он просто услышал чьи-то шаги сзади себя и подумал, что его преследует один из Пожирателей. Вся критика направлена на мысли девушки, и ни слова об эпизодах из прошлого. Отсюда вопрос-там действительно все гладко, или просто Вы сочли это чем-то второстепенным, и не акцентировали на нем внимания? Размышления действительно идут уже после всего описанного, в психбольнице. И, да, местами они вырасли из ничего. Потому что идея вставить между картинками из жизни мысли пришла уже в конце. У меня были соображения на тему этих мыслей, но недостаточно. Пришлось додумывать, потому что сама эта идея этих размышлений мне понравилась. Думаю, что если постараться-я смогла бы переписать лучше. (это ни в коем роде не оправдание, как и последняя фраза-не обещание исправиться) Про добрый персонал-я действительно не знаю, не приходилось бывать в психушке. Но в обычной больнице такие есть. Да и вообще-если поискать, везде можно найти доброго честного человека, который работает просто потому, что любит свое дело. Брюс пишет: Вывод: К прочтению рекомендован. Хороший фанфик, несмотря на все ошибки. Проблема автора в том, что как автор он молод. И ему не хватает опыта и чувства текста. Уверен, это поправимо. И с верой в лучшее ставлю 6,5 Спасибо. Приятно услышать, тем более от Вас. Но, боюсь, последние два предложения слишком оптимистичны. Еще один вопрос. В какой-то теме Вы говорили, что какую-то вещь еще может писать школьник, но уже никак не может взрослый человек с высшим образованием. Этот фик "можно" писать тому самому взрослому?

Брюс: Eleine Eleine пишет: Драко Малфой на стороне Дамблдора, а не шпион. Подразумевалось, что сзади Рона бежит как раз Гермиона, на каком-то расстоянии. И Драко Малфой убивает Рона Уизли действительно по ошибке, но защищая СВОЮ жизнь-он просто услышал чьи-то шаги сзади себя и подумал, что его преследует один из Пожирателей. Да, верно. У вас есть эта фраза: "Я защищал себя". Но она так мимолетно проходит. что я подумал, что это опечатка - не "себя", а "тебя". Попробуйте акцентировать на ней внимание. Пусть драко скажет это не один раз, или поверните дело таким образом, что это будет заметно в описании побега Рона и Гермионы. Eleine пишет: Вся критика направлена на мысли девушки, и ни слова об эпизодах из прошлого. Отсюда вопрос-там действительно все гладко, или просто Вы сочли это чем-то второстепенным, и не акцентировали на нем внимания? Я расценил так - настоящее, это ее мысли в психбольнице. Прошлое - то, что произошло. Это логично и заметно по тексту. Это расположение мыслей настоящего и памяти я отметил как хорошее, как хорошую композицию. Это не второстепенное, но зачем мне говорить б этом много, если я сказал, что это хорошо? Eleine пишет: И, да, местами они вырасли из ничего. заметно. Eleine пишет: Про добрый персонал-я действительно не знаю, не приходилось бывать в психушке. Но в обычной больнице такие есть. Да и вообще-если поискать, везде можно найти доброго честного человека, который работает просто потому, что любит свое дело. Возможно. Только таким трудно оставаться в месте, где собрались ненормальные и иногда буйные люди. Впрочем, это не суть важно. Eleine пишет: Но, боюсь, последние два предложения слишком оптимистичны. Они оптимистичны только в том случае, если вам писать прозу все лучше неинтересно. Если вам нужно становиться лучше, у вас внутренняя потребность, то это не оптимизм, а весьма трезвый взгляд на вещи. Eleine пишет: Этот фик "можно" писать тому самому взрослому? То есть, вам, верно? С точки зрения идейного содержания не взрослому, но уже и не школьнику. Человеку лет 20. С точки зрения формы... тоже. Вы, видимо, не так давно пишете. Если будете писать больше, текст у вас станет выверенней и прочувствованней. с уважением

Eleine: Спасибо еще раз. Брюс пишет: Они оптимистичны только в том случае, если вам писать прозу все лучше неинтересно. Если вам нужно становиться лучше, у вас внутренняя потребность, то это не оптимизм, а весьма трезвый взгляд на вещи. Если я пишу, то стараюсь сделать это как можно лучше-в сети уже вполне достаточно третьесортного брака. Но в том-то и дело, что ЕСЛИ. Я практически не пишу. За последний год-полтора у меня всего две миниатюры, и когда ждать следующего-я даже и не знаю. Брюс пишет: То есть, вам, верно? С точки зрения идейного содержания не взрослому, но уже и не школьнику. Человеку лет 20. Нет, как раз не мне. Мне 16ть (я не шучу, если что). Так что я как раз школьница... Хотя к тому, что мне дают больше уже в какой-то мере привыкла.


Брюс: Eleine Eleine пишет: Я практически не пишу. За последний год-полтора у меня всего две миниатюры, и когда ждать следующего-я даже и не знаю. Дело не в том, как часто вы пишете. Дело в том, как вы хотите писать и что готовы сделать для этого. Я уверен, если вы будете вычитывать свои фанфики, работать над текстом (пусть это будет и 1 фанф в полгода), то у вас все получится. Eleine пишет: Нет, как раз не мне не секрет, кому?

Eleine: Брюс пишет: не секрет, кому? Не кому-то конкретно, а некоему взрослому человеку вообще. Мне просто было интересно-подобное "дозволено" писать только моей возрастной категории, или все же нет.

Брюс: Eleine писать можно всем и обо всем, другое дело, что для хорошего рассказа нужен опыт, которого нет у молодых

Eleine: Брюс, у меня к Вам просьба-не могли бы Вы еще раз просмотреть части фанфика с мыслями Гермионы? Просто я правила (в общем-то, переписала заново) большую их часть(остальной текст не трогала). Я не прошу еще одну рецензию, я просто хочу узнать-стало ли лучше в таком виде?

Брюс: Eleine Хорошо.

Eleine: Брюс, спасибо.



полная версия страницы