Форум » Критика фанфиков » "Когда птицы улетают, или Банальными словами об уникальном фике". Рецензия на фик Lullia. » Ответить

"Когда птицы улетают, или Банальными словами об уникальном фике". Рецензия на фик Lullia.

Mijakodori: Когда птицы улетают, или Банальными фразами об уникальном фике Рецензия на фик Lullia «Птицы летят на север». Сразу скажу, что для меня как для критика этот фик оказался совершенно неожиданным. Он представляет собой тот редкий (а может, и уникальный) случай, когда описание к фику… лучше, чем сам фик. Обычно все же бывает наоборот. В «Птицы летят на север» саммари потрясающей красоты, только вслушайтесь: «Во сне четкие границы реальности размыты, стены уничтожены, листья падают вверх и все птицы летят на север». Правда, перед "и" должна стоять запятая, но в этом случае это не столь уж важно... Что касается названия, то оно мне тоже очень понравилось: фраза, которая, отдаваясь какой-то иррациональной тоской в сердце, зацепляет сразу и заставляет обратить внимание на этот рассказ. Дальше же идет стихотворение, судя по всему, принадлежащее перу самого автора. Вообще, сама практика дополнять фик своими собственными стихами …ммм…мягко говоря, рискованная. Далеко не всегда тот, кто пишет хорошую прозу, столь же успешен в стихосложении. Особенно это касается эпиграфов. Эпиграф – это одна из самых сильных, ключевых позиций текста. Если он неудачен, то это большой прокол, если удачен – может украсить и даже вытянуть за собой всю историю. Если эпиграфом будет поставлен Бродский, или Рембо, или там Маяковский – это то, под что весь текст должен «подтягиваться» уровнем, равняться на это. Если же изначально впереди фика стоит слабое стихотворение…ну, в общем, понятно. Стихотворение, включенное в ткань «Птиц», сильным назвать никак нельзя. Рифмы «мечтах» - «страх», «туман» - «обман», «бесконечность – вечность» - это, простите, уже даже не банальность. Это уже граничит с пошлостью. Опять-таки, зацените саму фразочку: «Белый туман – всего лишь обман». Лично мне в голову сразу же нахально пролезло песенное: «Синий туман похож на обман...». :)) И я даже не говорю о ритме, который в первом четверостишии прихрамывает, во втором – хромает на обе ноги, а в четвертом - на все четыре лапы. :) Дальше же, как ни странно, снова – удача. Первая фраза фика просто очаровывает: «…Еще один засохший лист сорвался с ветки дерева и упал на землю». Такая простая, но вместе с этим так хочется произнести ее вслух, попробовав на вкус, прочитать много-много раз, а потом она продолжает звучать в голове весь день. Это дает мне право заподозрить, что, действительно, догадка верна: в прозе данный автор намного сильнее, чем в поэзии. Однако дальше свой талант автор все-таки утаскивает к себе в норку, подальше от взглядов жаждущей публики. От процитированной строчки и почти до середины произведения читатель видит простой пересказ событий. Много раз везде и всюду повторяли золотое правило писателя, которое, кажется, вывел граф Лев Николаевич Т.: надо не рассказывать. Надо - показывать. Я, как свое ИМХО, добавила бы: настоящие мастера, они даже не показывают. Они просто заставляют читателя чувствовать то, что хотят передать, и самому делать нужные выводы. Но это высший пилотаж, забудем. Однако Lullia именно рассказывает, сухо констатируя факты: «Гарри было грустно…Бла-бла-бла… а потом он вдруг полюбил Малфоя….и т.д. т.п.» То, что мне не понравилось в этой части текста совсем, это то, что Драко полюбили именно ВДРУГ. Прием с необъяснимой, внезапно появившейся любовью – его надо или очень хорошо обыгрывать или избегать. Как же надоело в фиках (особенно как раз с этим пейрингом) это полное отсутствие какой-либо психологической (ну хоть бы физиологической!) мотивировки. А анализируемый мною фик по отсутствию мотивировки просто лидер, ей там и близко не пахнет. Предчувствую, что мне скажут: дык это же мини, где уж там психологии разводить, некогда. Я не открою ни одного из континентов, если скажу то, что, в принципе, тоже давно говорят. Но не могу удержаться, слишком уж мысль правильная: чем меньше фик, тем тщательнее и психологически убедительнее должны быть прописаны детали. Это было во-первых. Во-вторых, мне не понравился тоже уже ставший штампом фэндома сюжет: Гарри, который несчастен и одинок, «потому что он - Гарри Поттер, герой, особенный, неповторимый…». В-третьих, у меня скулы свело от избитой донельзя фразы: «Он не мог представить себе, что Драко сможет когда-нибудь полюбить его… Разве Малфои знают, что это такое?" Не скажу, чтобы удачные фразы закончились на первой. Божественно хорош кусок, который рефреном проходит по фику: «…События наступающего дня предсказуемы и все идет как по плану: лето наступает после весны, зима после осени, осень после лета. Облака не спускаются на землю, листья падают вниз, птицы летят на юг, солнце светит днем и время двигается по часовой стрелке. События. Происходят. Так. Как. Они. Должны. Происходить.» Во-первых, он сам по себе блестяще написан, во-вторых, наличие некого рефрена, лейтмотивов всегда помогает выстроить идеальную композицию рассказа. Вообще главной темой фика являются сны. Появление подобного фика на форуме «Видения Хогвартса» - это, думаю, вполне «хороший тон». Описание «ключевого» сна Гарри тоже мне очень понравилось. Не по стилю письма, не словесно, а, скорее, понравился образный ряд, «картинка», которая рисуется перед глазами читателя. Я сразу вспомнила о нескольких своих подобных снах: такие раз или два снятся, наверное, всем - грустные, значительные и символичные. А вот падающий в обморок от одного прикосновения к руке любимого Гарри…Не знаю, лично мне это уже кажется перебором. :) Порадовала меня грамотность автора. Орфографических, пунктуационных и стилистически ошибок почти нет. Разве что: «Он не хотел, что бы так было» («чтобы» должно быть слитно) плюс несколько негрубых пунктуационных. Богат лексический запас автора, он избегает лексических повторов. Нет этого бича многих авторов (в том числе, и меня самой :)) – повторения «он», «он», «он». Здесь мы видим и «Гарри», и «гриффиндорец». Единственное, что меня кольнуло, это как раз частое использование вот этих «гриффиндорец» и «слизеринец». Но это чисто субъективно, просто я сама подобное не очень люблю. Объективно я могу поругать за это слово только однажды: в описании сна Гарри. Мне кажется, во сне мы не воспринимаем себя как социальную единицу: студента, гриффиндорца и т.д. Здесь уместнее для передачи этой «личностности» использовать как раз «он». Итак, главная проблема фика все же не в стилистике, тут, как я уже говорила, много удач: и очень красиво написанные отрывки, и яркие образы, и выстроенная композиция. Главная проблема все же в сюжете, в основной теме. В общем и целом фик представляет собой еще одну, далеко не новую историю про то, как «одинокий и несчастный» Поттер вдруг ни с того ни с сего страдает по своему «врагу», хладнокровному (боюсь добавить – членистоногому :)) Малфою. И какой у фика при этом финал – не меняет дела абсолютно. Хотя, справедливости ради, замечу, что такой конец в данной истории мне понравился больше, чем могли бы понравиться его альтернативы. Птицы все-таки улетели на юг, и вместе с ними улетела и Синяя птица писательской удачи данного автора… Правда, оставив в руках несколько потрясающе-красивых, переливающихся перьев. Что ж, будем ждать весны, это уже недолго. И птица обязательно вернется, еще более красивая, чем прежде. Если оценивать, то за фик без стихотворения я бы поставила 6. За стихотворение отдельно - 3. Среднее арифметическое пусть вычисляют математики. P.S. …Но как все же божественно совершенно, пронзительно написано саммари!...

Ответов - 8

Критик: Mijakodori Могу сказать только одно: Ваша рецензия лучше, чем сам фанфик!

Mijakodori: Критик Спасибо! Я надеялась...:) А вы читали уже подправленный вариант рецензии? Оказалось, у меня несколько цитат не вставилось раньше, так что я только что подправила.

Критик: Mijakodori Да. Я полностью согласен с Вашей рецензией. Очень жаль, что фанфик не получился. А какое яркое название и сильное саммари...


Mijakodori: Наверное, он получился в той мере, насколько автор на данном этапе был способен написать и насколько процентов готов выложиться. Возможно, тут нужна некая творческая зрелость и опыт, которого еще не хватает. Дальше автор, ИМХО, или застопориться на данном этапе - или пойдет дальше, и тогда мы действительно увидим нечто значительное.

Serpentina: Да уж, фанфик не ахти, но и рецензия ммм... я бы посоветовала критику избегать частого использования конструкций вроде "Мне нравится/не нравится": эт уж совсем субъективная оценка. Фик, даже хороший, не обязан нравиться. + пунктуация критика заметно хромает, эт не оч хорошо. + частая тавтология. И ещё: с чего вы взяли, что автор не может быть одновременно поэтом и прозаиком? Я не про данный пример, а про ваши рассуждения вообще. ИМО, ваше заявление не обосновано.

Брюс: Неплохая рецензия Serpentina вы вышли с сессии? пора вспомнить обещания. Я не придираюсь, просто интересно ваше мнение

Mijakodori: Serpentina Пунктуация????!!! Тавтология?! Примеры, пожалуйста. Такое всегда нужно обосновывать. Фразы "мне нравится/не нравится" я использую, скорее, как аналог "мне КАК КРИТИКУ не нравится". Я всегда стараюсь избегать субъективности. А выбрала именно "не нравится" как более мягкую формулу, чем "плохо". Но спасибо, я буду следить за формулировками, чтобы не вводить читателя в смущение. А насчет совмещения прозаика и поэта - я вовсе не спорю, что такое может быть. Я там написала "редко встречается". Зато когда встречается - то всегда большая радость для читателя.

кобра: Mijakodori пишет: В «Птицы летят на север» саммари потрясающей красоты, только вслушайтесь: «Во сне четкие границы реальности размыты, стены уничтожены, листья падают вверх и все птицы летят на север». Правда, перед "и" должна стоять запятая, но в этом случае это не столь уж важно... Я бы на Вашем месте изучила правила пунктуации. Как раз здесь запятая перед "и" не нужна, так как имеется общий член предложения - "во сне".



полная версия страницы